В чем секрет формирования корпоративной культуры?

 

В последние годы все больше внимания руководителей, менеджеров по персоналу уделяется формированию и развитию корпоративной культуры организации. Вместе с тем не всегда этот процесс проходит успешно и приносит ожидаемые результаты…

Как Вы думаете, почему? Напрашивается два логических вывода  – либо необходимость корпоративной культуры надумана и является очередным модным веянием, либо что-то не так в путях достижения нужных результатов.

Очень часто в компаниях не думают или же вынужденно, под давлением обстоятельств задумываются о миссии, ценностях, этической основе деятельности. Соответственно, результаты совершенно не те, какими могли бы быть. Начинается анализ происходящего, поиск ресурсов, и одна из новых тенденций – активизация нематериальных ресурсов компании. В качестве инструментов повышения нематериальной мотивации персонала эксперты называют формирование корпоративной культуры, и руководство компании дает задание HR-ам срочно что-то такое делать в этом направлении. А что именно делать?

Я являюсь сторонником той точки зрения, что в основе корпоративной культуры лежат общие этические принципы, следование которым повышает жизнеспособность каждой организации. Что такое этические принципы – это общие фиксированные представления о том, как следует поступать, основывающиеся на культуре, общественном мнении, традициях и привычках, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Еще в 1912 г. российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России:

1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив.
Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.

3. Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека.
Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявить себя с лучшей стороны.

5. Будь верен своему слову.
Деловой человек должен быть верен своему слову. "Единожды солгавший, кто тебе поверит". Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремленным.
Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение "двум господам" противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

Почему-то и в наше время многие предприниматели стараются сформулировать этические принципы, которым следуют в свое деятельности. Мораль и этика зарождающегося в России бизнеса находят отражение в документах, разрабатываемых некоторыми российскими фирмами. Имеются примеры разработки кодексов внутреннего поведения сотрудников фирм. Из опубликованных материалов наиболее известным является Кодекс Российской товарно-сырьевой биржи "Моральные требования, предъявляемые к брокерам РТСБ".

Эти требования обязательны для всех служащих биржи и брокерских контор. Документ формулирует требования, предъявляемые к бизнесменам не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни, в быту.

Давайте посмотрим, какие принципы актуальны для современного бизнеса:

Заповедь первая. УВАЖАЙ ВЛАСТЬ, ибо во всем должен быть порядок.
В условиях успешного бизнеса одним из важнейших элементов является должное уважение к власти. Это значит - нужно уважать законы страны, где Вы имеете деловые контакты, и уважать своих коллег, своих деловых партнеров на всех уровнях общения.

Заповедь вторая. БУДЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫМ,
ибо для достижения поставленной цели надо сосредоточить на этом все свои усилия. Чтобы быть целеустремленным, бизнесмен должен уметь рационально использовать время, средства, талант.

Заповедь третья. БУДЬ ВЕРЕН СВОЕМУ СЛОВУ. НЕ РАЗДЕЛЯЙ СЛОВО И ДЕЛО. Бизнесмен должен уметь выполнять свои обещания и поручительства, держать слово. Кроме того, известно, что эффективность делового общения определяется также тем, чтобы Вас правильно поняли, верно истолковали Ваши слова. Речь делового человека не должна быть непонятна и, тем более, груба.

Заповедь четвертая. УДЕЛЯЙ ВРЕМЯ ОТДЫХУ И РАЗМЫШЛЯЙ О СВОЕЙ ЖИЗНИ
, ибо отдых - необходимое условие для творческой и эффективной работы.

Заповедь пятая. ОКАЗЫВАЙ УВАЖЕНИЕ СТАРШИМ,
ибо будущее и настоящее базируются на прошлом.

Заповедь шестая. УВАЖАЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.

Заповедь седьмая. БУДЬ ПОСТОЯНЕН В СЕКСУАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И В БРАКЕ,
ибо семья является фундаментом любого общества и любой культуры. Хорошая, крепкая семья - это залог процветания бизнесмена и его компании.

Заповедь восьмая. ПРАВИЛЬНО РАССЧИТЫВАЙ СВОИ СРЕДСТВА
, ибо отличительными чертами процветающего бизнесмена являются:

Заповедь девятая. БУДЬ ЧЕСТЕН И ПРАВДИВ, ибо хорошая репутация - это не только недопустимость нечестности и лжи, но и помощь другим людям в том, чтобы избежать обмана.

Заповедь десятая. УВАЖАЙ ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

 

А теперь интересно проследить – какие изменения произошли с 1912 года:

·        Интересно, что осталось неизменным большинство принципов: «Уважай власть»,              «Будь честен и правдив», «Уважай право частной собственности», «Будь верен своему слову», «Живи по средствам», «Будь целеустремленным». На второй план отошло «Люби и уважай человека»

·        Появились новые принципы – «Уделяй время отдыху и размышляй о своей жизни», «Оказывай уважение старшим», «Уважай человеческую жизнь, человеческое достоинство и права человека», «Будь постоянен в сексуальных отношениях и в браке».

 

      Почему большинство принципов сохранились практически полностью и в прежних формулировках?

 

А почему произошли изменения? Что именно поменялось?

Подводя итоги, можно сказать, что каждая компания нуждается не только в общестратегическом векторе развития, но и в нравственных ориентирах, являющихся основой развития бизнеса, а также фундаментом для формирования корпоративной культуры.

Какова технология работы? Читайте следующие статьи….

 

Сайт управляется системой uCoz